Белорусские оконщики рассчитывают вернуть на светопрозрачный рынок качественную продукцию, искоренив при этом недобросовестную конкуренцию, благодаря Изменению №2 СТБ 1484 «Строительство. Заполнение оконных и дверных проемов. Номенклатура основных показателей. Контроль качества работ», разрабатываемому Стройтехнорм по заказу Ассоциации производителей окон (АПО).

В проекте Изменения №2 установлены номенклатура контрольных показателей качества алюминиевых и ПВХ-окон при проведении входного контроля продукции на объектах строительства и методы их оценки.

Соответствие качества окон из ПВХ требованиям ТНПА будет оцениваться по нескольким параметрам. Это толщина внешних лицевых и нелицевых стенок главных профилей, толщина стенки усилительного вкладыша профилей, толщина стекол в стеклопакете и толщина стеклопакета, наличие энергосберегающего покрытия на стекле стеклопакета. Последние две характеристики относятся также и к проверке качества окон из алюминиевого профиля.

Жаловаться? Не могу, не хочу, не буду!

Основанием для разработки Изменения стало понимание всеми игроками рынка СПК, что существующий сегодня контроль соответствия качественным характеристикам уже установленных на объектах конструкций не решает проблемы. Неоднократные случаи обнаружения недоброкачественных окон заканчивались не заменой брака, а в лучшем случае штрафом, несоизмеримым с суммой сверхприбыли от недобросовестной работы.

Единственный сценарий, по которому можно реально не только проверить качество продукции, но и предотвратить реализацию ненормативного товара, это контроль окон «на земле», т.е. до их поступления на объект и монтажа. Для реализации этой идеи сейчас есть и соответствующие инструменты, и люди. Единственный камень преткновения в осуществлении проверок - отсутствие оперативной информации о недобросовестно работающих изготовителях. Предоставить же сведения о конкурентах игроки рынка СПК, как оказалось, не могут и не хотят.

Законодательно внеочередной инспекционный контроль возможен только при обоснованной жалобе покупателя, продавца или органов надзора. Человек со стороны, например другой изготовитель, не совершивший сделок с недобросовестным конкурентом, заявить о недоброкачественности его работы не может, хотя и знает об этом. Даже если вдруг он и отправит такое сообщение о нарушениях, его заявление просто не примут к рассмотрению.

– Для больших организаций, допустивших установку ненормативной продукции на объект или изначально совершивших брак, наказание рублем относится к разряду мелких нарушений, практически не ощутимых для их бюджета при гигантской выгоде от недобросовестной работы. На рынке частных производителей ситуация еще хуже. Мало того, что они часто применяют материалы, свойства которых ниже требуемых нормативами, так они еще и документацию не ведут и не платят налоги. А вероятность того, что кто-то реально пожалуется на отсутствие качества продукции таких изготовителей, крайне мала. Даже если найдется клиент, готовый официально привлечь к ответственности оконщика-халтурщика, последнего это мало заботит. Специфика работы с частным клиентом состоит в поставке хоть и многочисленных, но весьма небольших по объемам партий товара. Таким образом, штраф отразится на их работе так же, как на наркоторговцах, у которых при налаженном трафике задержат и изымут отдельную партию, что составит, например 10%, от стоимости при рентабельности в 200%. Такой безболезненный разовый укол можно просто отнести к налогообложению, которому они обычно, естественно, не подлежат, поскольку не ведут документацию,  прокомментировал ситуацию на рынке Николай Стешиц, директор компании «Винктех-Трейд».

Соломинка, чтобы не утонуть

Тем не менее, пока Изменение №2 находится в разработке, а неразрушающие методы контроля окна с помощью специальных инструментов, еще не апробированы на практике, можно указать отделу госнадзора и контроля Госстандарта органу, призванному проверять доброкачественность оконных конструкций, на объекты, которые, по мнению участников оконного рынка, не соответствуют требованиям по качеству. Контролирующие органы с радостью примут информацию к действию (если оконщики укажут объекты), чтобы на практике испытать, как будет работать вносимые изменения.

С целью предварительной отработки практического применения норм Изменения №2 АПО подготовила обращение к изготовителям СПК с просьбой помочь в сборе данных о несоблюдении действующих СТБ.

– На наш взгляд, данная работа будет способствовать установлению надежного заслона оконному рынку от экспансии недоброкачественной продукции, в том числе и зарубежной,  пояснил смысл обращения Славомир Жуковский, председатель АПО. До вступления документа в силу в сентябре этого года у нас есть время совместными усилиями направить производство оконной продукции в доброкачественное русло.

Готов к работе и контролирующий орган.

– Мы надеемся на предоставление оперативной информации, по результатам которой мы сможем провести внеочередную проверку. Нам нужна ваша подсказка, чтобы прийти туда, где действительно плохая продукция,  обратился к оконщикам Игорь Буссель, начальник отдела Госнадзора и контроля Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

– Сейчас у нас есть и инструментальные возможности для оценки качества оконной продукции, и люди для работы. Достаточно сделать 2-3 громких процесса, чтобы остальным было неповадно работать плохо. Но если нам не поступит данных, то мы продолжим работать в плановом режиме с уведомительным принципом проверок, ведь мы не можем поставить человека с прибором на каждый объект.

– У добросовестных игроков рынка СПК остается выбор: либо делать так же плохо, как и нечестные конкуренты, и тогда мы все опустим качество окна на такой уровень, который уже документально нужно будет узаконивать как требуемый рынком, либо государство должно заставить всех делать продукцию хорошо,  предположил Николай Стешиц. – Изменение №2 – это и есть попытка поставить всех в равное положение. У нас уже на ментальном уровне записано, что пойманный и оштрафованный производитель не поменяет от этого политику ведения своего бизнеса. Точно так же, как и человек, у которого даже рушится бизнес из-за того, что он работает честно и не вписывается в реальность, при этом, видя, что конкуренты работают и выживают недобросовестно, не будет жаловаться на них, и это нонсенс. Когда человек не может выжить, он должен за любую соломинку хвататься, чтобы остаться на плаву, но оконщики не делают этого. Обращение АПО - это попытка дать таким отчаявшимся ребятам возможность порвать этот порочный круг. Я не исключаю, что этот вопрос все же решится, будет несколько жалоб, и мы с Госстандартом попробуем проверить эти объекты и публично озвучить результаты.

Тем не менее, жалоб оконщики до сих пор так и не подают, предоставив рынку саморегулироваться. При этом самая большая проблема недобросовестной конкуренции в том, что, снижая цену продажи своей продукции ниже уровня стоимости, по которой добросовестный конкурент может позволить себе продать товар без убытка, не чистые на руку производители перетягивают на себя целый сегмент рынка.

Ирина СИДОРОК

Источник: © www.winport.by
При перепечатке ссылка на источник обязательна