Начиная разговор о сертификации работ (услуг) в строительстве хотелось бы напомнить, что порядок проведения обязательной сертификации работ и услуг в строительстве регламентирован ТКП 5.3.13-2007 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация работ (услуг) в строительстве. Порядок проведения». В соответствии с ТКП 5.3.13:

  • работы в строительстве – процессы, выполняемые юридическими лицами, в том числе иностранными, и индивидуальными предпринимателями при строительстве, реконструкции, ремонте зданий и сооружений в соответствии с требованиями ТНПА;
  • услуги в строительстве – работы, выполняемые юридическими лицами, в том числе иностранными, и индивидуальными предпринимателями по индивидуальным заказам физических лиц.

В соответствии с постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее – Госстандарт) № 60 от 16 декабря 2008 года «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь» в настоящее время обязательной сертификации подлежат следующие работы в строительстве:

  • отделочные работы (штукатурные, облицовочные, обойные);
  • работы по устройству полов (кроме полов со специальными покрытиями);
  • работы и услуги по заполнению оконных и дверных проемов (кроме работ по заполнению проемов дверями и окнами специального назначения);
  • работы по устройству дорожных покрытий пешеходных зон из тротуарных плит.

Этим же постановлением (от 16.12.2008 г. №60) с 1 января 2009 года введена обязательная сертификации услуг населению по заполнению оконных и дверных проемов, оказываемых юридическими лицами.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то введение обязательной сертификации работ и услуг по заполнению оконных и дверных проемов выполняемых индивидуальными предпринимателями перенесено на год и вводится с 1 января 2010 года.

Здесь стоит сразу отметить, что работы, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при ремонте имущества (помещений, зданий и сооружений), принадлежащего им на правах собственности, на правах оперативного управления или хозяйственного ведения, а также имущества, которым они владеют на правах аренды, обязательной сертификации не подлежат.

15 февраля 2009 г. было введено в действие изменение №1 ТКП 5.3.13-2007 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация работ (услуг) в строительстве. Порядок проведения», согласно которому:

  • срок действия сертификатов соответствия увеличен до 5 лет;
  • подрядные организации вправе не иметь сертификатов соответствия на конкретные виды работ, подлежащие обязательной сертификации, если эти работы непосредственно выполняются привлекаемыми субподрядными организациями, имеющими сертификаты соответствия на выполнение этих работ.

В целях реализации плана первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 году, Госстандартом было принято постановление №12 от 3 марта 2009 года «О внесении изменений и дополнений в постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. №60», согласно которому, были исключены из разряда работ подлежащих обязательной сертификации малярные и стекольные работы.

Важно понимать, что сертификация и сертификат соответствия – это не просто набор неких «истин» и красивый документ о качестве, а скорее руководство к действию для организаций, их престиж на рынке.

Внедрение сертификации, преследует не просто «формальную» цель получить сертификат, а заключается в реальном улучшении всех показателей работы.

Сертификация дает возможность:

  • обеспечить потребителя работами и услугами надлежащего качества;
  • создать условия для безопасности строительства и эксплуатации зданий и сооружений для жизни, здоровья и имущества граждан, а также защиты окружающей среды;
  • снизить затраты на выполнение работ за счет исключения переделок некачественно выполненных работ.

Сертификацию работ и услуг в строительстве проводят органы по сертификации, аккредитованные в Системе аккредитации Республики Беларусь. В настоящее время в республике аккредитован 21 орган по сертификации:

  • РУП «Стройтехнорм»;
  • РУП «Борисовский ЦСМС»;
  • РУП «Брестский ЦСМС»;
  • РУП «Бобруйский ЦСМС»;
  • РУП «Барановичский ЦСМС»;
  • РУП «Оршанский ЦСМС»;
  • РУП «Пинский ЦСМС»;
  • РУП «Лидский ЦСМС»;
  • РУП «Калинковичский ЦСМС»;
  • РУП «Полоцкий ЦСМС»;
  • РУП «Витебский ЦСМС»;
  • РУП «Гомельский ЦСМС»;
  • РУП «Могилевский ЦСМС»;
  • РУП «Молодечненский ЦСМС»;
  • ЗАО «Технический институт сертификации и испытаний»;
  • «Гродненский ЦСМС»;
  • «Слуцкий ЦСМС»;
  • ПТФ РУП «Ремонтно-строительный трест Управления Делами Президента Республики Беларусь»;
  • РУП «Институт БелНИИС»;
  • РУП «БелГИМ»;
  • РУП «Сертис».

Не мало в прошедшем году было дискуссий о необходимости упрощения процедуры сертификации работ (услуг) в строительстве. Данному вопросу было посвящено ряд статей в республиканских печатных изданиях, а также проводимые Минстройархитектуры и Госстандартом рабочие совещания и семинары. На мой взгляд, были выслушаны и учтены практически все замечания и пожелания субъектов хозяйствования, которые принимали участие в данном процессе. В последствии РУП «Стройтехнорм» совместно с Госстандартом в целях упрощения процедуры сертификации были разработаны рекомендации по порядку проведения обязательной сертификации, согласно которым установлены следующие упрощенные требования, предъявляемые к субъектам хозяйствования при сертификации работ и услуг:

  • допускается осуществлять выбор объекта для проведения контроля качества (испытаний) из менее, чем 3-х объектов. В обоснованных случаях достаточно предоставления 1 объекта;
  • акт проверки организации процесса выполнения работ, на основании которого выдавался сертификат сроком на 6 месяцев, является также основанием для выдачи сертификата на 3 года, если с момента оформления акта прошло не более 1 года;
  • допускается проведение контроля качества не только лабораторией, аккредитованной на техническую компетентность и независимость, но и аккредитованной на техническую компетентность, в присутствии представителя органа по сертификации;
  • с целью сокращения затрат заявителей на проведение контроля качества работ (услуг) испытания возможно проводить на типовом представителе.

Перечисленные выше преференции позволили снизить финансовую нагрузку на заявителя, а также существенно сократить сроки проведения работ по сертификации.

Говоря о нововведениях в сертификации работ (услуг) в строительстве, нельзя не вспомнить и те изменения, которые затронули порядок сертификации продукции, в частности «оконную тему».

РУП «Стройтехнорм» было разработано изменение №1 СТБ 5.2.21-2004 «Порядок проведения сертификации строительных материалов и изделий», которое введено в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 04.02.2009 г. №6. В данном изменении нашли отражение вопросы, касающиеся сертификации окон и балконных дверей из алюминиевых и поливинилхлоридных профилей.

При проведении сертификации окон и балконных дверей из алюминиевых и поливинилхлоридных профилей по заявкам изготовителей допускается признавать протоколы испытаний аналогичной продукции других изготовителей, за исключением испытаний по показателям надежности и прочности угловых соединений, при условии выполнения следующих требований:

  • изделия должны выпускаться по одной и той же конструкторской документации;
  • профили и фурнитура, применяемые при изготовлении окон и балконных дверей из алюминиевых и поливинилхлоридных профилей, должны быть одних и тех же марок и изготовителей;
  • стеклопакеты, применяемые при изготовлении окон и балконных дверей из алюминиевых и поливинилхлоридных профилей, должны быть одного и того же типа и конструкции и соответствовать требованиям (показателям качества), контролируемым при обязательной сертификации;
  • заявитель должен представить ксерокопии протоколов испытаний, акт отбора, заверенные действительной печатью владельца подлинников. Признание протоколов производится в течение 5 лет с момента проведения испытаний».

Затронув тему сертификации окон и дверей необходимо сделать акцент, что в настоящее время не подлежат обязательной сертификации окна и двери, используемые для реставрации объектов историко-культурного наследия, а также окна и двери деревянные, реализуемые населению для личных нужд и изготовленные по индивидуальным чертежам (эскизам).

Опыт проведения сертификации работ в строительстве показал, что сертификация позволяет не только объективно оценить качество работ в строительстве, но и выявить недобросовестных исполнителей работ в строительстве, а также организации, которые занимаются нелегальным бизнесом в этой сфере.

В последние годы в нашей республике отмечается резкий рост участников строительного процесса, конкуренция на рынке предоставляемых строительных работ (услуг) возрастает. Проблема повышения качества строительства в этой ситуации становится особенно актуальной и во многом зависит от уровня выполняемых строительно-монтажных работ. Доказать заказчику, что Ваше предприятие лучше, чем предприятие конкурента возможно только пройдя процедуру сертификации работ (услуг) в строительстве.

В заключение хотелось бы отметить, что с момента введения, обязательная сертификация работ и услуг в строительстве, зарекомендовала себя весьма эффективным инструментом в обеспечении потребителя работами надлежащего качества. Данного результата позволяют добиться мероприятия, проводимые в рамках сертификации: проверки организации процесса выполнения работ, контроль качества (испытания) работ, ежегодный инспекционный контроль. Ведь главный смысл сертификации – реальное улучшение всех сторон деятельности субъектов хозяйствования.

Дмитрий Анатольевич Ковширко
Заместитель директора
по сертификации и испытаниям
РУП «Стройтехнорм»

Источник: www.winport.by