Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, как уже сообщалось, отложило введение новых нормативных показателей сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций зданий до лучших времен. А именно на два года. Против едва ли не внезапного введения нормативной оконной единицы, уже с 1 июля 2009 года для сферы проектирования и с 1 января 2010 года для сферы строительства, активно выступала белорусская Ассоциация производителей окон. И вроде бы своего добилась. На вопросы по этому поводу отвечает председатель правления ассоциации Славомир ЖУКОВСКИЙ.

– Прокомментировал ли министр архитектуры и строительства Александр Селезнев решение повременить с введением новых показателей?

– В начале июня я был у него на приеме и задал прямой вопрос: чье это решение? Александр Ильич ответил, что его. Комментарий был такой. В Минстройархитектуры смотрят на вещи шире, чем мы в ассоциации. В связи с тем, что на следующий год запланировано резкое увеличение объемов жилищного строительства, дай бог промышленности успеть изготовить стройматериалы для обеспечения всех строек. Поэтому нормативные изменения, предполагающие увеличение толщин и усложнение конструкций ограждающих конструкций, сегодня преждевременны, так как к ним не готова промышленность. Поэтому отменили введение всех новых показателей.

– Значит, вам, оконщикам, просто повезло?

– Министра я проинформировал, что наши производители и продавцы уже сегодня имеют и поливинилхлоридные, и деревянные, и алюминиевые оконные профили, которые при наличии необходимых стеклопакетов могут дать увеличение сопротивления окон теплопередаче на 20­-25 процентов. Александр Ильич говорит: особо выделять оконщиков нецелесообразно, а через два года, если ничего не случится, единица будет введена, притом никаких промежуточных показателей не будет. Однако я не понял, чем плохо было бы уже теперь иметь улучшение теплозащитных свойств окон на 20-25 процентов при удорожании их квадратного метра всего на 5-7 процентов.

– Не потому ли, что в данной ситуации сделан единственно верный бюрократический ход: содержание документа не изменено, изменены лишь сроки его введения?

– Есть такое подозрение – что в министерстве подобным образом отвели от себя удар. Ведь если сейчас вводить, допустим, сопротивление теплопередаче окон 0,72, как мы предложили, то надо объясняться, почему такой вариант не рассматривался раньше. Хотя министр и сказал, что мы можем написать ему снова, обосновав еще раз свои предложения, один из министерских работников ясно дал понять, что в министерстве считают их нецелесообразными. Факт в том, что мы стали министерство раздражать своими письмами – сколько ж можно писать?! делать вам нечего?! И члены ассоциации решили на рожон не лезть, а согласиться с решением власти.

– То есть вы остановились, решив, что сложившаяся ситуация все-таки лучше, чем если бы прямо сейчас вводилась оконная единица?

– Получается, что так. В министерстве поступили политически грамотно: и волки сыты, и овцы целы. А что будет через два года, неизвестно. В общем, подстраховались люди. Вот и бумагу подали премьер-министру о техническом перевооружении стекольного производства ОАО «Гомельстекло»: на перевооружение нужны деньги, а их не дали, поэтому давайте перенесем начало выпуска низкоэмиссионного И-стекла еще на год-два вперед.

– Реально ли для оконной отрасли, которую вы представляете, введение оконной единицы через два года?

– Абсолютно реально. Практически у всех серьезных белорусских оконщиков или есть, или вскоре будут профили соответствующего теплотехнического уровня. Все упирается только в стеклопакеты. Во-первых, для них необходимо упомянутое выше низкоэмиссионное стекло, которое в Беларуси еще не производят. Во-вторых, нужно решать задачу заполнения камер стеклопакетов инертным газом. Аргон, которого в Беларуси хватает, не самый лучший для этой цели газ. Криптон намного эффективнее и качественнее, но его у нас нет. Но можно, в конце концов, и аргон применять. Впрочем, тут такая тонкость: как проконтролировать его наличие вообще и нормативно обусловленное количество в частности?

– Вы прежде говорили, что в экономическом отношении нормативная единица не годится, поскольку слишком дорогими будут имеющие ее окна.

– Это на сегодняшний день. Конечно, единица приведет к увеличению стоимости окон. В этом отношении позиция Минстройархитектуры такова: современное энергоэффективное окно - это практически разовая инвестиция, потому что один раз в 20-30 лет ее надо делать. А так как рост цен на углеводороды и удорожание окон несоизмеримы, то окупаются они сравнительно быстро. На сегодняшний день, говорят, срок окупаемости новейших окон составляет пять лет.

– Что решила делать Ассоциация производителей окон дальше по теме ужесточения требований к теплозащите заполнения световых проемов?

– Конкретно по этой теме пока ничего не собираемся делать. У производителей оконных профилей с профилями все в порядке, современное оборудование для изготовления стеклопакетов в Беларуси имеется. А вот повлиять на производство низкоэмиссионного стекла, а также на все вопросы, связанные с инертными газами, мы не в состоянии. Что нужно такое стекло, знают все. Что нужны инертные газы, знают все. Что нужен контроль заполнения стеклопакетов инертным газом, знают все. Решатся эти проблемы – с окнами совершенно никаких сложностей не будет.

– Станет ли Ассоциация производителей окон равноправным партнером государства в разработке белорусских строительных норм? Или по-прежнему будет выступать в роли, по сути, просителя?

– Мы написали министру архитектуры и строительства, написали премьер-министру о том, чтобы ассоциация имела в этой сфере хотя бы совещательный голос, чтобы вопросы, касающиеся оконного рынка, без нашего участия не рассматривались. Получили ответ, что Минстройархитектуры не вмешивается в нашу деятельность, мы не вмешиваемся в деятельность министерства, где в наших услугах, мягко говоря, особенно не нуждаются.

– Но ведь за рубежом ассоциации являются равноправными партнерами нормотворческих органов...

– То за рубежом! Вопрос о роли ассоциаций поднимался на заседании совета по предпринимательству при президенте Республики Беларусь, мы дали свои предложения, потом дали предложения премьер-министру. Думали, там другой уровень восприятия. Однако Минюст и Минстройархитектуры ответили, что нам ни к чему напрямую участвовать в нормотворчестве, что у официальных государственных структур достаточно полномочий, сил и средств для этой деятельности. Мы же, как нам советуют, должны читать газеты и журналы – гласности у нас, видите ли, хватает, – чтобы изучать проекты норм и в меру своей компетенции выражать согласие или несогласие. Словом, непосредственно и активно влиять на создание нормативных документов нашей ассоциации не позволяют. Стало быть, качество норм фактически ухудшается. Чему пример – история с оконной единицей.

Беседовал Дмитрий ЖУКОВ 

Информация предоставлена Ассоциацией производителей окон Беларуси
Источник: www.winport.by